Категории потребителей произведений искусства.

Частные и корпоративные коллекционеры – это классические субъекты арт-рынка наряду с художниками, профессиональными посредниками и публикой (посетителями музеев, арт-мероприятий и др.). Частные коллекционеры основные потребители предметов искусства на арт-рынке. Делятся они на хайнеты и ультрахайнеты, то есть лица, чьи свободные активы (то есть без учета недвижимости и прочего имущества) превышает 1 млн долл. Затем в сегменте купли предметов искусства идёт средний класс. Годовой уровень доходов этой категории коллекционеров, согласно отчетам, Global Wealth Report от крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse, варьируется от 10 до 100 тыс. долл. в месяц в зависимости от страны. Частные коллекций часто видоизменяются в частные музеи и галереи, по оценкам критиков, их экспозиции не уступают многим известным музеям. С 2000 по 2016 гг. создано 72% от существующих в мире на данный момент частных выставочных галерей. Кроме того, 37% наиболее крупных коллекционеров в мире активно предоставляют экспонаты государственным и частным выставочных залам. Наиболее известные частные музеи — это музей ювелирного дома Cartier – Fondation Cartier pour l’Art Contemporain (Франция) и музей Punta Della Dogana (Италия), принадлежащий Gucci Group и аукционному дому Christie’s. Масштаб коллекционирования произведений искусства сегодня принимает глобальный характер. Данные международной базы частных коллекционеров Larryslist.com (более 3 тыс. имен) свидетельствуют, что в 2016 г. более 25% ведущих коллекционеров мира проживают в США (самый высокий показатель среди стран), в Германии – 9%, в Великобритании и Китае – по 7%. В остальных странах доля коллекционеров не превышает 5–6%. Однако, наибольший рост числа коллекционеров происходит на развивающихся рынках. Портал Larryslist.com свидетельствует -совокупная доля коллекционеров в Китае, Индии и Бразилии – 15%. Корпоративные коллекционеры — это, частные компании, приобретающие предметы искусства в целях инвестирования или проявления социальной ответственности, а так же использующих коллекции как инструмент имиджевой политики компании. Естественно коллекции находятся на балансе таких организаций. Бизнес-издание Forbes от 2012 г., свидетельствует, что крупнейшие корпоративные коллекционеры предметов искусства это финансово-страховые компании. В частности, это: · Финансовый конгломерат Deutsche Bank (Германия). Сегодня банк владеет самой крупной корпоративной арт-коллекцией, включающей 57 тыс. предметов. Изначально целью коллекции ставилась поддержка молодых талантливых немецких художников. Однако, впоследствии, акцент сместился и на другие сегменты. Экспозиция доступна для сотрудников и клиентов банка.· Финансовая корпорация UBS (Швейцария). В коллекция составляет 35 тыс. произведений модернистского и современного искусства. При выборе экспонатов предпочтение отдается Российскому рынку предметов искусства и сравнительно малоизвестным, а значит, не дорогим молодым авторам. Банк активно поддерживает современных художников на начальном и среднем этапах их карьеры. UBS так же предоставляет в аренду и жертвует отдельные произведения из своей коллекции известным музеям. Большая ее часть коллекции распределена по мировым филиалам банка и доступна для просмотра только его сотрудникам. ·  JPMorgan Chase (США). Собрание из 30 тыс. предметов искусства, выполненных художниками разных периодов. Начало коллекции положил Дэвид Рокфеллер, еще до слияния Chase Manhattan Bank с J.P. Morgan. · Страховая компания Progressive (США). В коллекцию — 7,8 тыс. арт-предметов. Интересно, что компания расценивает вложения в искусство больше, как культурные инвестиции, нежели как финансовые. · Bank of America (США). Точные размеры собрания не известны. Декларируется основная цель коллекционирования – повышение доступности искусства. Предметы из коллекции банка музеям и некоммерческим организациям предоставляются для выставок бесплатно. · Microsoft (США). В собрание — 5 тыс. произведений современного искусства. Коллекцияотражает стандарты новаторства и креативности компании. Коллекция доступна для просмотра для сотрудников. Арт-инвестиционные посредники — специализированные хедж-фонды или так называемые арт-фонды являются профессиональным видом деятельности. Deloitte Luxembourg и ArtTactic  насчитывается около 50 таких фондов. Суть процесса обьединение капиталов Инвесторов в целях приобретения и управления произведениями искусства. Иногда арт-фонды позволяют своим инвесторам заимствовать определенные предметы искусства, то есть инвестор становится держателем произведений искусства, ценность которых, в ряде случаев, может превышать размер вложенного капитала. Арт-фонды могут инвестировать в конкретные виды искусства, выбрать отдельно взятый исторический период или сочетать несколько, иметь четкий географический фокус и т.д. Так, The Fine Art Group (Великобритания) специализирующийся на произведениях старых мастеров, импрессионистов, модернистов и современных художников или The China Fund (США)специализирующийся на китайском искусстве. Стоит сказать, что некоторые музеи мира не редко создают собственные хедж-фонды для управления имеющимися арт-объектами. Покупкой и управлением арт-активов занимаются банки. В конце 80-х гг. прошлого века крупнейшие банки мира – Сitigroup (США), DeutscheBank (Германия) и UBS (Швейцария) – сформировали внутренние подразделения, основной целью которых стало консультирование крупнейших клиентов банка по инвестициям в произведения искусства. Специалисты банка формируют коллекции разного профиля, а затем предлагают инвесторам покупать в этих коллекциях доли, как это происходит в фондах взаимных инвестиций или паевых фондах. Интерес к инвестициям в предметы искусства на фоне турбулентности на мировых финансовых рынках стал возрастать и появилась новая, пользующаяся популярностью, комплексная услуга – арт-банкинг или финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство

Обновлено: 15.04.2020 — 18:20